HTML5 [1]
CSS3 [1]
JavaScript [3]
JS in HTML5 [4]
Canvas (Context2D) [1]
Canvas (WebGL) [0]
Browser Technologies [2]
jQuery [1]
ExtJS [0]
Prototype.js [2]
SVG [2]
Browsers [2]
Mozilla Plugins [0]
XUL, Jetpack, etc.
Web [2]
MeowW [4]
iOS [0]
Алгоритмы [0]
Криптография [0]
Теория игр [0]
Теория вероятностей [0]
Математика [1]
Мат. анализ [0]
Алгебра [0]
Дискретная математика [0]
Теория графов [0]
Комбинаторика [0]
Теория чисел [0]
Комплексный анализ [0]
Матлогика [0]
Математическая логика, её связь с теорией алгоритмов и т.п.
Тензоры [0]
Геометрия [0]
Топология [0]
Дифференциальная геометрия [0]
Дифференциальные уравнения [0]
30 Январь 2016 в 07:47:24
22:07:27
Независимый Московский Университет

Мяу.

Так уж случилось, что, поступив в МАИ, я немножко подумал и решил, что зря я так поступил. И, чтобы как-то исправить ситуацию, решил переводиться на ФИВТ МФТИ. Ну потому что почему бы и нет.

Забегая вперёд, скажу, что попытка оказалась неудачной, и теперь я ожидаю лета, чтобы пойти и зафейлиться ещё раз. Однако не всё так плохо, ибо и стимул развиваться появился, и в процессе я познакомился с парой хороших людей, рассказывая, как всё проходило. И — самое важное — один из них упомянул в разговоре со мной НМУ. Заинтересовавшись, я пошёл гуглить...

НМУ — место очень интересное. Начнём с того, что это универ с занятиями вечером (т.е. вполне можно приходить после занятий в основном институте), и он не требует поступления. Не нужны экзамены, не нужно ЕГЭ. Просто приходишь на лекции. И всё.

Такая свобода компенсируется большой сложностью: если на первых лекциях количество народа зашкаливало, и мест в огромной аудитории не хватало (я писал стоя на первых 2-3 лекциях или сидел где-нибудь в уголке на полу / рюкзаке), то уже к концу года осталось от силы 15-20 человек. В 1 же семестре изучается теория Галуа, геометрия Лобачевского, дискретные группы, расслоения, у нас также была теория категорий, что, насколько я знаю, немалая редкость в общем курсе и совсем немыслимо — в первом семестре. А вообще программа зависит от преподавателей, каждый год она довольно-таки разная.

Где-то встречал интересное утверждение, что НМУ способы освоить лишь студенты вышки, некоторые ученики 57 школы и аспиранты мехмата и физтеха... В любом случае, я пошёл после первого курса, со знаниями матанализа, алгебры, вариационного исчисления, диффуров, тензорного анализа и дифференциальной геометрии, что дало мне определённый плюс.

Второе: там только математика. В 1 семестре проходят 3 курса: геометрия, алгебра, матанализ. Во 2 геометрия заменяется топологией (общей). В общем-то сам университет направлен на выпуск именно профессиональных математиков, и изучается там математика не прикладная, а теоретическая (фундаментальная). Насколько мне известно, подобную по сложности программу можно найти только в ещё одном месте страны — на матфаке ВШЭ, который, собственно, на основе НМУ и был создан. Но стоит отметить, что на матфаке происходит гораздо больше общения между студентами, своеобразная математическая среда, обсуждение сложных вопросов, так что и уровень понимания (а, как следствие, и обучения) там выше.

Также возможные кандидаты: мехмат, физтех. Точно не скажу, ибо не учился ни там, ни там.

Третье: университет негосударственный. То есть, нет аккредитации, нет государственных дипломов. Есть дипломы свои, но их, понятно, примут мало где. Всего лишь в Гарварде, да. И в матинституте им. Стеклова. Понятно, что ценность от всего этого есть больше математику, чем айтишнику, так что единственное, за чем туда айтишнику стоит идти — за хорошим пониманием математики. Ну и, конечно же, за ачивкой.

Впрочем, экзамены там есть. Сдача их совершенно необязательна, ибо на лекции и на всё остальное будут пускать итак. Дают они 3 основных плюса: стипендию (да-да, у негос. вуза есть стипендия!), возможность пользоваться библиотекой и возможность пойти на ин. яз (французский в первую очередь, вроде, есть немецкий). Ну и, опять же, ачивку. Которой можно хвастаться, например, преподавателям математики в основном вузе, получая почёт и уважение.

Об этом стоит отдельно, слово "Независимый университет" известно любому человеку в России, кто хоть что-нибудь знает в математике, и неудивительно, что преподаватели МАИ его тоже знают. Обычно за упоминанием НМУ следуют расспросы, что там изучается, и как там вообще. Одному из преподавателей я показывал листки с задачами, над одной задачей он задумался и спустя пару месяцев (во время сдачи ему экзамена) объявил, что решил её (я немножко переврал, конечно, вряд ли он задумывался над ней серьёзно, иначе решил бы сразу, думаю, ибо она простая). Он же, кстати, чуть ранее, обнаружив на доске нарисованного (мной) кота, предложил стать моим научным руководителем. Я же обещал подумать и думаю до сих пор.


^дифур не мой

Что НМУ даёт на полном серьёзе, так это так называемую математическую интуицию. Это когда для тебя очевидны теоремы, которые неочевидны другим, легче решать задачи, проще понимать и запоминать теорию... Ты можешь понимать программу НМУ лишь отрывками и сделать всего десяток заданий из всего огромного количества, но уже это апнет твоё понимание математики на новый уровень. По крайней мере, я именно так и делал, однако программа по ТФКП в МАИ пошла сильно-сильно легче по сравнению с программой матана 2 семестра (кстати, сдал на 5 совершенно не готовясь). Причём моим одногруппникам проще не было.

Хеллер, кстати, тоже упоминает:

Сам я иногда читаю всякие книжки по прикладной математике, дабы иметь какой-то выхлоп от математики в виде наличности, и должен сказать, что изучение прикладной математики после начала занятий в НМУ стало чем-то совершенно элементарным и не сложным, что можно почитать на досуге не напрягая особо мозги.

Про преподавателей говорить, наверное, не буду, ибо всё довольно-таки субъективно. Скажу лишь, что я ими восхищён. Прекрасные люди, прекрасные преподаватели, прекрасные математики. Кстати, уважают студентов всерьёз, что бесценно.

Немножко про систему листков. Идея, собственно, такая: после каждой лекции выдаются листки с заданиями, которые нужно выполнить. На семинарах, как правило, коллективного решения задач нет, вместо этого студенты сдают и объясняют листки принимающим, спрашивают непонятные моменты и т.п. При этом никакого строгого распределения нет, например, по алгебре один раз листок был пропущен, а ещё один оказался без лекции. По геометрии ещё до начала лекций появился нулевой листок, чтобы освежить знания (или убедиться, что они есть). Знания, к слову, совсем не школьного уровня (по крайней мере, не среднешкольного), требуют хорошего понимания комплексных чисел, чего в наших современных школах не особо дают, если это не матшколы. Первые задания элементарны (вроде "Докажите, что при перемножении комплексных чисел аргументы складываются, а модули перемножаются"), последние довольно-таки нетривиальны. Ну вот тот самый листок, в общем:

Есть ещё одна любопытная идея, которая нередко встречается: тот материал, что не удастся изложить на лекциях, перенести в листки и предложить доказать самостоятельно. Сложно, да. Но круто.

Помимо НМУ, система листков, насколько мне известно, используется в МГУ и ВШЭ.

Нередко попадаются очень страшные листки, в которые смотришь и понимаешь, что не понимаешь. Вообще не понимаешь, несмотря на прослушанную лекцию. Впрочем, я же не слушал.

На самом деле листки — одна из самых важных вещей, решение задач — единственный способ освоить какую-то область математики, и тут задачи не в стиле "решите 100 интегралов", а самые разные, самой разной сложности, интересные и реально хорошие. Проверяющие тоже вполне адекватны и не требуют ненужной фигни, ты можешь, например, довести теорему до какого-то очевидного итога и не доказывать дальше, ибо бессмысленно и понятно всё итак. Или вообще придумать что-нибудь, что сделает её очевидной, и такое встречается, да. Причём просто решив пару-тройку задач, обнаружишь, что тебе реально стало многое понятнее, и ты теперь разбираешься в теме, причём иногда даже свободно.

Атмосфера там также прекрасная, вообще встречал слова, что НМУ — не университет, а просто клуб по интересам. Например, понимаешь, что тут сидит не одня сотня совершенно незнакомых левых людей, и ты можешь вот здесь спокойно оставить свои вещи, куда-нибудь уйти и не бояться, что что-нибудь куда-нибудь исчезнет. Это круто, очень. Народ собирается самый разный, общались, есть люди уже закончившие универ, есть школьники, есть студенты мехмата, вышки, бауманки, мифи, физтеха. Иногда довольно странное чувство, когда обнаруживаешь, что понимаешь то, что не понимают другие, в том числе, с мехмата и вышки. Совсем непонятно, как может быть такое.

Было 3-4 человека и из МАИ, пообщались (кроме того, где-то в середине года я позвал в НМУ маёвцев, написав в группу, пара человек захотело пойти, но о судьбе их решения мне до сих пор ничего неизвестно), но потом они перестали ходить. Было прикольно узнать, что один из наших преподов закончил МАИ (прикладную математику).

Вообще сложилось мнение, что немалая часть из всех, кто учится на математике, собираются идти в айти, ибо математика в России как-то не очень, увы.

Ещё в этом году у нас появилась группа ВКонтакте и начали собираться мозговые штурмы по решению задач, на которых, правда, присутствует три-четыре человека обычно (бывает больше раза в 2-3, да), но от этого они не менее полезны. За всё это стоит поблагодарить Виктора, главного организатора, да.

Пара слов про сессию: есть экзамены, есть зачёты. Зачёт — по сути, решение задач, сдавшим достаточное количество задач вовремя он обычно ставится автоматом. По ин. язу вроде бы тоже что-то есть, но ни на что не влияет.

Для тех, кто живёт не в Москве или просто не может посещать, организована видеозапись лекций (и дистанционная сдача задач, кстати, есть), они выкладываются на MathNet, но в этом году мы перезаливаем их в группу вк. Многое из старой программы можно найти на erb-files.narod.ru.

Ещё бы, наверное, стоило рассказать историю возникновения НМУ, про Арнольда и всё остальное, но вряд ли есть смысл, ибо всё легко гуглится, и незачем повторяться.

В общем, вывод? А вывода не будет. Думаете, стоит ли — идите. Хуже точно не будет, лучше — однозначно, уйти можно в любой момент. Нет возможности — смотрите записи лекций. Впрочем, это сильно скучнее, если честно.

Всем мяу.

Просмотров: 1337 | | Теги: Математика, университет, НМУ
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Код *: